Учёные из российской лаборатории биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions
Для печати щитовидной железы был использован первый российский биопринтер FABION, а в качестве печатного материала использовались взятые у мышей клетки. Подопытным лабораторным мышам предварительно разрушили их собственные щитовидные железы при помощи радиоактивного йода. После пересадки напечатанной щитовидки мышам, учёные периодически измеряли уровень гормона Т4 у грызунов. Уровень этого гормона увеличился, а это свидетельствует о том, что напечатанный орган успешно прижился и нормально функционирует. Операция прошла 11 недель назад, и в данный момент щитовидная железа полностью функциональна.
«Мы напечатали наши конструкции и на этом этапе подсадили мышкам. Через три недели после [трансплантации] мы измеряли уровень гормона Т4, температуры и выяснили, что у мыши с пересаженными конструктами были высокий уровень гормона Т4 и высокая температура. Потом мы наблюдали еще 8 недель, уровень гормона продолжал расти. В целом мы считаем эксперимент успешным, потому что нам удалось поднять уровень гормона Т4. Таким образом, мы доказали, что наш конструкт при пересадке мышке полностью работает», — рассказывает заведующая лабораторией Елена Буланова.
Щитовидная железа была выбрана учёными потому, что это достаточно простой орган для научно-исследовательской работы. Первый работоспособный образец органа был напечатан ещё в марте 2015 года. Авторы исследования не исключают, что вскоре человечеству будет доступна печать других, более сложных органов. Важным моментом является тот факт, что искусственные органы, напечатанные из клеток самого пациента, не требуют постоянного приёма иммуносупрессирующих препаратов, уменьшающих вероятность их отторжения. Доклад о достижениях учёных был представлен в начале ноября на международной конференции Biofabrication 2015 в Нидерландах.
«Сейчас мы хотим попробовать использовать индуцированные стволовые клетки, взятые из взрослого организма, по сути имеющие функции эмбриональных, но полученных не из эмбрионов. Есть много новых и интересных, но сложных задач, которые придется решить, но это уже другой уровень развития отрасли в целом», — отметил исполнительный директор лаборатории Юсеф Хесуани.