19 апреля 1965 года 36-летний глава научно-исследовательского отдела фирмы Fairchild Semiconductor опубликовал прогноз в отраслевом журнале Electronics. Ученый утверждал, что число компонентов — транзисторов — на одном компьютерном чипе будет удваиваться каждый год, а стоимость на чип будет оставаться постоянной.
«Интегральные схемы приведут к таким чудесам, как домашние компьютеры — или, по крайней мере, терминалы, подключенные к центральном компьютеру, — автоматическому контролю автомобилей, а также персональному портативному коммуникационному оборудованию», — писал этот ученый Гордон Мур.
В то время Мур думал, что его прогноз будет справедливым по меньшей мере десять лет — с 60 компонентов на одном кремниевом чипе до 65 000 к 1975 году. В том году он пересмотрел свой прогноз до удвоения каждые два года. Тогда же он стал сотрудничать с небольшой компанией Intel, которая однажды станет самой крупной полупроводниковой компанией в мире. Сегодня, 50 лет спустя, прогноз Мура стал известен как закон Мура, хотя у этой легенды выросла длинная борода. Впрочем, испытание временем он выдержал.
«В самом начале это был просто способ создания хроники прогресса, — рассказал Мур, которому сейчас 86 лет, в недавнем интервью. — Но постепенно это стало чем-то, что различные участники отрасли должны были признать, чтобы не отстать технологически».
За последние пятьдесят лет всплеск вычислительной мощности, предсказанный законом Мура, шел параллельно траектории инноваций в Кремниевой долине. Когда-то компьютеры были размером с комнату. Теперь смартфоны обладают большей вычислительной мощностью, чем компьютер, который впервые вывел людей в космос и на Луну. Когда Мур сделал свое первое предсказание, транзисторы были размером со «стерку» на конце карандаша. Теперь шесть миллионов транзисторов могут уместиться в точке в конце этого предложения. Постоянство, с которым чипы набирали в мощности, предсказанные законом Мура, позволило компаниям уверенно инвестировать в развитие сложных технологий, дисплеев, сенсоров, памяти, программного обеспечения, Интернета. Все это время цены за единицу вычислительной мощности продолжали падать.
При всем этом надежность закона Мура также сформировала ожидания. Сегодня пользователи надеются только на то, что их устройства будут становиться быстрее, дешевле и компактней, идти в ногу с законом Мура. Этот императив заставляет технические компании двигаться вперед, соответствуя установленным ими же стандартам, если они хотят остаться на плаву.
Более того, это ожидание распространяется, вопреки всему, за пределы устройств в сферы инноваций в облачных вычислениях, Интернета, соцмедиа, поиска, потокового видео и остального. По мнению Дэна Хатченсона, главного исследователя рынка чипов в VLSI Research, рыночная стоимость компаний по всему спектру технологий, зависимых от закона Мура, составила 13 триллионов долларов в 2014 году — это одна пятая стоимости активов мировой экономики.
В результате закон Мура также стал означать, что компании находятся в постоянном соперничестве со своим собственным прогрессом, говорит Стив Браун, стратег Intel. К счастью для них, говорит Браун, закон Мура — не закон природы. «Это больше стремление и система верований», — говорит он. Эта вера движет прогресс технологических компаний, заставляет их превосходить самих себя год за годом, и этой вере привержены пользователи.
Помимо достижений в самих вычислительных технологиях, всплеск мощности, предсказанный законом Мура, привел к логичным трансформациям и в других отраслях, в том числе здравоохранении, фармацевтике и генетике. Многие препараты были протестированы «в сознании компьютеров», отмечает Браун. Программное обеспечение может проанализировать геном человека за минуты.
Именно эти достижения, считает Браун, могут быть важными для всех нас. «В конечном счете дело не в том, чтобы сделать лучший и быстрый смартфон. В конечном счете мы можем обнаружить, как производить больше пищи, улучшать условия жизни и объединять людей. Закон Мура может стать ключом в разгадке всего этого».